Работа педагога детского сада предполагает постоянную вовлечённость в педагогическое творчество, сотрудничество с маленькими воспитанниками и их родителями, с коллегами. Иными словами, воспитатель осуществляет учебно-воспитательный процесс посредством организации образовательной активности, в частности общеобразовательных занятий с детьми. Для педагогически грамотного осуществления этой работы необходимо чётко представлять себе методические нюансы процесса.
Существует несколько подходов к составлению классификации уроков в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
Основание классификации |
Название вида | Формы организации деятельности малышей |
По форме проведения | Групповое — проводится со всеми малышами одной возрастной группы, работа ведётся как фронтально, так и индивидуально. Основная форма проведения занятий в ДОУ. По организации расположения малышей в помещении групповое занятие может быть фронтальным, то есть предполагающим, что все дети сидят лицом к педагогу (например, сидя на коврике). | Коллективная работа — дети выполняют общее задание, например, во второй младшей группе рисуют ватными палочками птиц на общей основе формата А1 с зарисовкой картины природы весной. |
Индивидуальное — организуется с одним ребёнком или 2–3 детьми. Проводится для дополнительного объяснения материала, если, к примеру, малыш средней группы болел и пропустил важную тему. А также индивидуальные занятия могут проводиться с детьми, требующими коррекции развития, например, с заикающимся малышом на тему цветик семицветик |
||
Дифференцированные занятия, то есть уроки, на которых индивидуальный подход реализуется не отдельно, а в процессе работы со всей группой. | ||
По целям проведения | Акцентирующие деятельность на одной из образовательных целей | обучающее развивающее воспитательное, например, направленное на интернациональное воспитание старших дошкольников «Планета — наш дом»; узконаправленное, то есть имеющее прецедент проведения (занятие на адаптацию малышей первой младшей группы, занятие на снижение тревожности в старшей группе, занятие с играми, направленными на организацию бесконфликтного поведения и др.). |
Традиционные занятия | занятие на изучение нового материала; занятие на закрепление полученных умений и навыков; занятие на систематизацию знаний, умений и навыков (иногда этот урок называется обобщающим); занятие на повторение; комбинированные, то есть совмещающие все вышеперечисленные. |
|
уроки-соревнования (практикуются уже со второй младшей группы, строятся на основании определения, кто быстрее найдёт, например, элемент рисунка, кто раньше прибежит к цели и пр.); уроки-КВН или викторины (проводятся со старшими дошколятами, строятся на основе командных ответов на вопросы по одной теме или по разным из разных образовательных областей, как, например, КВН в подготовительной группе, объединяющий ФЭМП и обучение грамоте); занятия-театрализация (организуются, начиная со второй младшей группы, строятся на базе инсценировок, в старшей и подготовительной добавляются занятия-режиссёрские игры, то есть ребята показывают сюжеты пальчиковыми куклами, перчаточными куклами и пр.); уроки-консультации (проводятся в смешанных группах, строятся на базе того, что старшие дети объясняют или показывают материал младшим, например, как рисовать мыльными пузырями, ниткой и пр.), а также сходные с ними уроки взаимообучения, базирующиеся на том же принципе консультации, но среди малышей одного возраста; занятия поиска истины или занятия-сомнения (форма организации исследовательской деятельности малышей, например, занятие по ПДД в старшей группе); занятия-путешествия (в своей практике такие занятия я организую со второго полугодия средней группы, суть работы в том, что дети, изучая основы географии при помощи видеопрезентаций, картинок, совершают заочное путешествие по городам своей страны или по другим странам); бинарное занятие (проводится одним или двумя педагогами с целью обобщения изученного материала на основе межпредметных связей, к примеру, в старшей группе проводится правовое занятие «По-разному зовутся дети»); занятия в музее, библиотеке (например, со старшими дошкольниками такие уроки проводятся для изучения творчества местных писателей или известных земляков, для рассмотрения тем по краеведению); занятия-сюрпризы, построенные на обобщении знаний, умений и навыков детей в нестандартных условиях (например, в средней группе, в рамках повторения основных геометрических фигур — материала по формированию элементарных математических представлений — за каждый правильный ответ малыши получают оранжевую медальку, в конце занятия все отличительные знаки складываются в одну коробку, которая после произнесения секретных слов меняет медальки на апельсины); занятия-шоу («Поле чудес» по материалам изученных сказок, «Интеллектуальное казино» по образцу «Что? Где? Когда?»). |
||
ознакомление с окружающим миром или формирование целостной картины мира — ФКЦМ (с элементами естествознания, географии); формирование элементарных математических представлений — ФЭМП (например, в старшей группе на тему «Одна голова хорошо, а две лучше»); развитие речи (занятия строятся на рассмотрении основ образовательного курса «Русский язык», «Литература», могут проводиться в форме лингвистического занятия, например, «Лингвистическая лаборатория по теме «Зима»); физическая культура; обучение грамоте (например, в старшей группе на тему «Ознакомление со звуковым составом слова»; художественно-эстетический цикл (музыка, рисование, лепка, аппликация, моделирование, конструирование). |
||
Физкультурные, то есть на физическое развитие | ритмическая гимнастика, то есть выполнение движений под музыку, например, во второй младшей группе на тему «Танец козлят»; логоритмика (логопедическая ритмика, сочетающая слово, музыку и движение), проводится в рамках коррекционной практики для малышей начиная с первой младшей группы, в частности для тех, кто имеет сложности логопедического характера или ОВЗ (к примеру, урок для старших дошколят ЛФК (например, система уроков |
|
Xудожественно-творческие, включающие разные виды продуктивной деятельности | рисование аппликация или занятие, построенное на играх с крупами лепка или тестопластика; конструирование моделирование |
|
По видам опорной деятельности на занятии | доминантные, то есть опирающиеся на один вид деятельности (например, доминантное занятие по музыке в старшей группе на тему «Путешествие в страну музыкальных инструментов»); интегрированные, то есть сочетающие разные виды деятельности при всестороннем рассмотрении темы; комплексные, предполагающие рассмотрение темы путём комбинации разных образовательных областей, но с решением конкретных задач по каждому направлению (методические основы организации и проведения таких уроков, а также примеры конспектов для подготовительной группы можно найти здесь). |
|
По реализации программы образования | Занятия основной части, охватывающей все образовательные области, и вариативной, то есть опирающиеся на наличие нужных кадров в ДОУ, а также распределение часов работы педагогов | хореография английский язык |
Ответить
You must be logged in to post a comment.