Адаптация ребенка в детском саду
В жизни практически каждого родителя наступает момент, когда своё чадо нужно оформлять в детский сад. Первый вопрос, который беспокоит родителей: «Как пройдёт адаптация ребёнка в детском саду?». И в этом нет ничего странного, поскольку в новых, пусть даже самых благоприятных условиях, жизнь ребёнка связана с некоторыми трудностями.
Исходя из этого, можно сказать, что адаптация – это привыкание организма к новой обстановке, новому окружению и отношениям.
В домашней атмосфере ребёнок чувствует себя комфортно, так как все условия приспосабливаются к его личным потребностям. А в детском саду наоборот, ребёнку самому нужно приспосабливаться к новой обстановке, обязанностям и правилам. Период адаптации может проходить от 3 недель до 3 месяцев, иногда и больше. Во время адаптации зачастую здоровье ребенка может ухудшиться, так как стресс снижает работу имунной системы. Поэтому, психологи утверждают, что чем раньше отдать ребёнка в сад, тем быстрее пройдёт период адаптации.
Конечно, адаптация каждого ребёнка проходит индивидуально. Всё зависит от методов воспитания ребенка в семье, уровня развития ребёнка, возрастного соответствия и зависимости от мамы. Очень часто, когда ребёнок возвращается из сада, можно заметить, что он буквально по пятам ходит за матерью, пытаясь восполнить дефицит общения с любимым человеком. В таком случае ребёнка не нужно оставлять в саду надолго.
Группы адаптации в детском саду.
По характеру приспособления к условиям детского сада, детей можно распределить на три группы.
К 1 группе можно отнести детей, для которых период адаптации в детском саду проходит легко. Такие дети очень самостоятельные и уравновешены, что свидетельствует о доброжелательной атмосфере в семье.
2 группа детей – это дети, адаптация которых проходит медленнее и с некоторыми трудностями. Их поведение часто меняется. Судя по такому поведению можно сказать, что доброжелательные взаимоотношения в семье часто сменяются безразличием.
И 3 группа – дети, с которыми трудно найти контакт. Как правило, такие дети несамостоятельны или по натуре они застенчивы, их игровые навыки часто не сформированы. Они часто болеют, из-за чего их адаптационный период ёщё больше замедляется.
Иногда бывает так, когда, невзирая на все старания педагогов, становится совершенно очевидно, что ребёнку в саду плохо. В таком случае, прежде чем забирать ребёнка из сада, попробуйте обратиться за советом к психологу. Но если и это не поможет, тогда остаётся попробовать создать в домашней обстановке преимущества детского сада.
Как подготовить родителям ребенка к детскому саду
Если родители решают оформить ребёнка в детский сад, то им необходимо помнить, что в жизни ребёнка начинается новый, абсолютно неизвестный этап. Поэтому будет лучше, если подготовить малыша заранее. В том случае, когда ребёнку не удаётся адаптироваться, тогда отмечаются различные проявления депрессии. К таким проявлениям относятся:
— отсутствие положительных эмоций;
— ребёнок часто плачет;
— испытывает определённые сложности в установление контакта со сверстниками;
— ухудшается или вовсе исчезает аппетит, то же касается сна;
— ребёнку тяжело расставаться с родными;
— общее состояние ребёнка становиться подавленным.
Но родители, как никто другой, могут помочь своему чаду. Ведь всегда проще предотвратить подобные последствия, нежели бороться с ними.
Для того, чтобы адаптация в детском саду прошла гладко, специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил:
1. Большое значение имеет выбор детского сада. Данное учреждение с первых минут должно производить благополучное впечатление на взрослых.
2. Обязанность родителей, как можно раньше донести ребёнку положительную информацию о детском саде. Рассказать, что там много деток, игрушек и вообще очень интересно. Но в то же время, нужно не перестараться, чтобы не вызвать у ребёнка страх и неуверенность в себе.
3. Очень важным является соответствие домашнего режима режиму работы детского сада. Особенно это касается времени укладывания спать и периодов питания. Режим деского сада: 8.30 — завтрак, тихий час — с 13 до 15. Забирают детей в 17-18 часов. К вечернему сну лучше всего отправляться в 21.00.
4. С первых дней, никоим образом нельзя оставлять ребенка более чем на 2-3 часа. На начальном этапе дети очень устают как морально, так и физически, поэтому несколько дней в неделю лучше оставаться с ребёнком дома.
5.Необходимо научить ребёнка элементарным навыкам самообслуживания и самостоятельности.
6. Обязательно поставьте в известность воспитателей о привычках и пристрастиях вашего ребёнка. Это поможет избежать конфликтов на будущее.
7. Никогда не запрещайте малышу брать с собой игрушки. Это позволяет ему внести частичку своего дома в абсолютно новую обстановку.