Вакцинация: за и против
В нашей беседе участвуют доктор медицинских наук профессор кафедры детских болезней ММА им. И.М. Сеченова Александр Малахов и выпускник ММА, доктор философии (PhD) Еврейского университета в Иерусалиме, автор книг «Беспощадная иммунизация» (2004, 2006) и «Прививки в вопросах и ответах для думающих родителей» (2006), практикующий врач-гомеопат Александр Коток.
— Вакцинация проводится уже более двух веков. Каково же мнение современных врачей, чего больше в прививках — плюсов или минусов?
Еще до широкого распространения прививок заболеваемость и особенно смертность от инфекционных болезней уменьшились во много раз, что было связано в первую очередь с прогрессом медицины и изменением санитарно-гигиенических условий жизни — появлением водопровода и канализации, хлорированием воды и пастеризацией молока, улучшением качества доставляемых населению продуктов сельского хозяйства. Обратите внимание на фактическое исчезновение болезней, от которых на территории европейских стран никогда не делалось массовых профилактических прививок – холеры, чумы, брюшного тифа, сибирской язвы, дизентерии… В то же время дифтерия, с которой прививками отчаянно боролись почти полвека, быстро напомнила нам о себе, когда население обнищало, появились толпы бродяг и беженцев, а система санитарного контроля пришла в упадок. Натуральная оспа исчезла отнюдь не тогда, когда на людей обрушили миллионы прививок, а тогда, когда убедившись в фактической бесполезности этого мероприятия, власти ввели жесткие санитарные меры – раннюю изоляцию заболевших и тщательный контроль за теми, кто общался с ними. Об этом я подробно пишу в своей книге.
Инфекционные заболевания были, есть и будут. Они неизменные и естественные спутники человека. Бороться с ними прививками – бороться против самой человеческой природы. Даже если грубым насилием над природой мы искореним те или иные болезни, взамен них мы получим новые, нередко гораздо более опасные. Оглянитесь вокруг. Откуда взялось столько сахарного диабета у детей, артритов, откуда столько рассеянного склероза, откуда столько аутистов, почему переполнены детские онкодиспансеры, почему редкий ребенок растет без атопического дерматита, астмы или бесконечных отитов? Не пора ли прекратить швырять деньги на прививочные программы, не приносящие населению ничего, кроме новых болезней, но обогащающих производителей и распространителей вакцин, а также их карманных «ученых»? Зачем нужны эти растущие как грибы после дождя «институты гриппа» и всякие вакцино-сывороточно-эпидемиологические НИИ, впустую пожирающие народные деньги и каждый раз выдумывающие оправдание очередному провалу прививок? Этим деньгам вполне может найтись лучшее применение.
Гомеопатия не противостоит вакцинации и никогда не считала такое противостояние самоцелью. Это целостный и вполне самодостаточный метод, для которого сама идея заведомого (и при этом непредсказуемого) ухудшения здоровья на его самых интимных и тончайших уровнях ради предполагаемой пользы абсурдна по определению. Панацеи же в медицине не может существовать вообще, это противоречит биологическим законам.
— Знаю, что некоторые родители специально приводят своих детей к заболевшим ровесникам, — чтобы, мол, сформировался естественный иммунитет. Насколько это оправдано с медицинской точки зрения?
Это отличная практика, которой далеко не одна сотня лет. Действительно, намного лучше ребенку в уготованном для того природой возрасте и при соответствующем состоянии здоровья дать возможность перенести свинку, корь, краснуху или ветрянку и приобрести тем самым пожизненный иммунитет к этим болезням, а не ставить его на требующие постоянного обновления прививочные «костыли», при этом сначала рискуя последствиями самого прививания, а потом – опасностью детских болезней во взрослом возрасте, когда они неизмеримо опаснее. Недавняя вспышка кори в Киеве, когда тяжело пострадали привитые в детстве и не приобретшие прочного иммунитета молодые взрослые (было очень много случаев энцефалитов и пневмоний), – лучшая тому иллюстрация.
Добавлю, что я выступаю категорически против массовых профилактических прививок. Прививка от бешенства небезопасна и случаев, когда она приводила к тяжелым болезням и смерти, предостаточно. Но когда человек искусан заведомо бешеным животным, риск заболеть бешенством и погибнуть от него перевешивает риск пострадать от прививки. Есть лечебные вакцинации, когда вакцину вводят для лечения уже существующей болезни. Вакцинации такого рода еще могут считаться полезными. Однако календарные профилактические прививки по определению не могут улучшить здоровье прививаемых, они могут его только ухудшить, что мы видим постоянно. Я считаю, что практика, при которой здоровье человека ставится под реальную угрозу для защиты от болезни, которой нет, и вполне вероятно никогда не случится, противоречит как здравому смыслу, так и главному закону медицинской практики «Прежде всего не навреди!».
-По нашему календарю прививок вакцинация начинается буквально с первых дней жизни малыша. Почему так рано? И вообще, почему так много прививок приходится на первый год жизни ребенка?
Объяснение простое – так удобнее с точки зрения вожделенного «массового прививочного охвата». Пока ребенок в родддоме и в полной власти медперсонала, а мать еще не отошла от родов – как удобно немедленно сделать прививки! Нынешняя медицина прилагает все усилия, чтобы ребенок рос хронически больным и начало болезням закладывается уже в роддоме. Младенцев, родившихся 12 часов назад, прививают от гепатита В. С появлением этой прививки в прививочном календаре резко возросло количество желтух новорожденных, внезапных и необъяснимых случаев утяжеления их состояния, нередко требующих лечения в реанимации. Еще до того, как мать с ребенком покинут роддом, младенец получит и прививку БЦЖ, совершенная бесполезность которой в защите от туберкулеза, равно как и огромное число следующих за ней осложнений (оститы, остеомиелиты, лимфадениты и проч.) прекрасно документированы в научной литературе. А через три месяца – пожалуйте на очередные прививки…
— Действительно, если практически все детишки сейчас не совсем здоровы, то, может быть, стоит подождать с прививками до того времени, когда они окрепнут?
Прививать больных детей – преступление, которому не может быть оправдания. У них и так проблемы с иммунитетом, а по нему еще бьют прививками, чтобы уж точно не оправились от хронических болезней. Долгосрочная поствакцинальная иммуносупрессия, т.е. подавление иммунитета – известный и неоднократно описанный в научной литературе факт. Нередко родители сообщают, что прививки словно «открывают кран» – ребенок начинает беспрерывно болеть отитами, ангинами, бронхитами, трахеитами, перестает сидеть, ходить, утрачивает ранее приобретенные речевые навыки… Не хотят видеть этого только те, кто делает деньги на прививках.
-Каким детям противопоказаны прививки?
Любым, родители которых хотят растить здоровых, а не хронически больных детей. Недавно я смотрел интересный австралийский фильм, в котором среди прочих выступал немолодой местный педиатр. Он рассказывал, что за свою практику видел следующее изменение стандартов первых лет жизни малышей. Когда-то ребенка, страдающего от отита раз в несколько месяцев, направляли на консультацию к иммунологу, полагая, что с ним что-то не то. Однако вскоре таких детей стало так много, что решили не считать «чем-то не тем» отит раз в два месяца. Сегодня уже решено, что 24 (!) отита за первые два года жизни – это вполне нормально. Педиатр, комментируя это, добавил, что может болезней, от которых делают прививки, и стало меньше, но невозможно оспорить тот факт, что наши дети хронически больны, и это считается нормой!
— Многих родителей пугают последствия вакцинации – повышение температуры, аллергии, простудные явления? Что это, осложнения после прививки?
Поскольку вакцинация, как я уже сказал, приводит к подавлению иммунитета, то вполне естественно, что ребенок после прививок становится подверженным тем болезням, которыми он бы не заболел, не получив прививок. И благо, если дело ограничивается только респираторными вирусами.
— Как же можно подготовиться к прививке?
Лучшая прививка – та, которая не сделана. Родителям не нужно будет волноваться за ее последствия и не нужно будет давать ребенку небезвредные (и часто совершенно бесполезные) препараты. Замечу к слову, что широко распространенная практика т.н. предпрививочной подготовки, когда ребенка закармливают лекарствами, в первую очередь антигистаминами, направлена не на то, чтобы предотвратить по-настоящему опасные осложнения (таких лекарств и методов вообще не существует), а на то, чтобы в первые дни после прививки не было острой реакции на нее и, таким образом, педиатру не пришлось регистрировать поствакцинальное осложнение. Появившуюся же не на второй, а на седьмой день болезнь станет гораздо проще списать на «совпадение», «присоединившееся» или «латентное» расстройство и избежать ответственности.
— Какие вацины лучше – наши или импортные?
Хрен редьки не слаще. Родители, особенно молодые, одураченные прививочной пропагандой и запуганные ужастиками о страшных болезнях, повсюду караулящих их ненаглядных крошек, вместо того, чтобы сказать и тем, и другим вакцинам «Чума на оба ваши дома!» и раз и навсегда отказаться от профилактических прививок дабы спокойно растить здоровых детей, мечутся в поисках «правильных» вакцин и «правильных» прививочных центров, в чем их поддерживают (нередко – небескорыстно) некоторые врачи. Нет принципиальной разницы между российскими и импортными вакцинами. Ртуть, алюминий, фенол, формальдегид, микоплазмы, простейшие, вирусы животных и все иное, содержащееся в вакцинах, будут вредить ребенку вне зависимости от того, печать какой страны стоит на упаковке ампул с вакцинами. Недавно появившаяся кормушка – иммуннологические исследования, которые кормят иммунологов и прочих «специалистов по вакцинации». Это еще один активно рекламируемый обман. Ни одно самое совершенное иммунологическое исследование не предскажет, как ребенок отреагирует на прививку.
— И все-таки, насколько часто возникают не реакции, а именно осложнения после вакцинации?
Я сталкиваюсь с поствакцинальными осложнениями постоянно. Думаю, и внимательный родитель видит, что очень часто отиты, простуды, ангины, бронхиты, фурункулез и другие болезни, свидетельствующие о подавлении иммунитета, появлялись почти сразу после прививок или пробы Манту. Есть болезни, особенно аутоиммунной природы, также связанные с прививками, но они появляются через несколько месяцев. Потому родителям даже в голову не приходит мысль о той роли, которую сыграли вакцины. В последнее время резко возросло число детей, страдающих от гиперактивности с дефицитом внимания, значительно затрудняющих (а иногда делающих вообще невозможным) обучение в школе. По некоторым данным, от этого страдают до 28% всех российских детей. Эта болезнь вполне может быть связана с вялотекущим энцефалитом, возникающим после поражения мозга коклюшной вакциной, входящей в состав комплексной вакцины АКДС. Анализируя связь этого поствакцинального энцефалита с различными болезнями и поведенческими нарушениями, американский исследователь д-р Харрис Л. Култер писал в своей книге: «Если бы враг со стороны нанес такой ущерб нашим детям, мы объявили бы ему войну. Но… мы ведем эту войну сами с собой… Каждый день, что продолжается эта программа [прививок], сотни здоровых детей превращаются в умственно отсталых, слепых, глухих, аутистов, эпилептиков, в неспособных к обучению, в эмоционально неустойчивых, в будущих несовершеннолетних правонарушителей, а позднее — преступников». Сейчас я переписываюсь с одной мамой, ребенок которой оглох после прививки АКДС, и этот случай не относится к области казуистики. Зайдите в спецшколы, поговорите с родителями, расспросите их. Нередко вы узнаете, что глухота или аутизм последовали за той или иной прививкой, чаще всего – АКДС. Почему в последнее время все больше онкологических и нейродегенеративных болезней у детей, которые раньше встречались исключительно редко? К сожалению, система регистрации поствакцинальных осложнений в России такова, что от врача требуется огромное мужество, не сказать отчаянная смелость, чтобы попытаться зарегистрировать осложнение. По официальным данным, в России ежегодно регистрируется около 400 случаев поствакцинальных осложнений. Думаю, что эта цифра вряд ли составляет и несколько процентов от их истинного числа. Замалчивание осложнений и безудержное восхваление прививок – стандартные приемы прививочной пропаганды.
— Много ли сейчас в России отказов от прививок?
Их все больше и я рад этому. Федеральным Законом РФ об иммунопрофилактике инфекционных болезней от 1998 г. (п. 5) установлено, что российские родители имеют полное право на отказ от прививок без какого бы то ни было поражения в правах – их непривитых детей обязаны принимать и в детсады, и в школы. Еще несколько лет назад педиатры в поликлиниках рты в изумлении открывали, когда родители заявляли об отказе от прививок, а сегодня во многих поликлиниках, особенно в метрополиях, уже заготовлены бланки отказа. Если еще в начале 2000-х гг. новорожденных во всей России вакцинировали, вообще не интересуясь мнением родителей, то сегодня во многих роддомах неонатолог или медсестра не только спросят родительского разрешения, но и попросят подписаться под своим решением. Рост числа отказов – свидетельство растующей правовой грамотности населения; того, что родители отказываются слепо подчиняться спускаемым сверху «планам прививочного охвата на участке», за выполнение которого медперсонал нередко получает премии, а за невыполнение – подвергается санкциям, тщательно изучают тему прививок и берут здоровье детей в свои руки. Появляется все больше родителей, которые не стесняются обращаться в прокуратуру, а то и в суд, чтобы защитить свои законные права от вакцинаторов. Несколько лет назад проводились исследования, показавшие обратную зависимость уровня образованности людей и числа прививок, получаемых ими или их детьми. Чем образованнее родители – тем меньше прививок получают дети. Было также выяснено, например, что каждая пятая израильская отказница от прививки от гепатита В для своего малыша… работает в системе здравоохранения. И вообще число привитых детей медиков во много раз меньше среднего числа привитых детей в массе населения. Благодаря свободе СМИ и Интернету, все больше родителей узнает об истинной цене прививок. Я верю в то, что начавшийся процесс необратим и будет продолжаться до тех пор, пока о прививках мы не станем вспоминать с таким же стыдом и недоумением, с каким сегодня вспоминаем о кровопусканиях, некогда распространенных и пропагандировавшихся от имени медицинской науки точно так же, как сегодня прививки…