10 родительских ошибок, которые тормозят развитие речи ребенка.

Когда же он заговорит? Этот вопрос больше всего волнует пап и мам. Ведь так хочется скорее узнать, какие мысли таятся в этой головке, поболтать с малышом за чашкой какао и вместе обсудить любимую книгу. Увы, зачастую мы неосознанно совершаем ошибки, которые откладывают долгожданное событие… Играем в молчанку. Говорить с собеседником, который сам пока говорить не умеет, довольно сложно и непривычно. Но младенцу с самого рождения просто необходимо слышать родительскую речь – для него это главное подспорье в распознавании и усвоении звуков, интонаций, слов. Так что режим «мама-радио» просто необходим, хотя это бывает утомительно. Игнорируем мелкую моторику. В мозгу речевой центр и зона, контролирующая движения пальцев, находятся рядом. Стимулируя одну из них, и мы развиваем и другую: именно поэтому логопеды говорят, что «слова находятся в руках». С малышом нужно лепить, вырезать, раскрашивать, с детьми постарше – собирать паззлы, делать оригами, нанизывать бусы. Настаиваем на правильном произношении. Когда ребенок только начинает произносить первые слова, поправлять его нельзя ни в коем случае. Пока пусть называет собаку «бабасей», а сестру «Ядей». Одергивания и исправления только смутят его и заставят умолкнуть. Мучаем вопросами. «Скажи, какого цвета мячик?» — «А куда побежала киса?» — «Ну же, как зовут папу?» — такая бомбардировка сведет с ума кого угодно. Избавьте малыша от града вопросов, а вместо этого комментируйте его и свои действия и старайтесь выстроить живой, естественный разговор. Говорим, как со взрослыми. Конечно, правильно поставленная литературная речь – это замечательно. Но для маленького ребенка эффективнее слышать короткие, простые предложения: «Пойдем есть», «Время спать», «Дай мне тот кубик». Не мучайте его и себя сложносочиненными монологами. Перебарщиваем с игрушками. Доказано, что избыток игрушек никак не стимулирует развитие малыша, а вовсе наоборот. Старайтесь брать не вещами, а впечатлениями: новые знакомства, прогулки, путешествия. Злоупотребляем гаджетами. Планшеты и мультфильмы – известное зло. Да, даже тщательно дозированные и подобранные по возрасту. Да, даже с пометкой «для развития речи». Минимум до двух лет их в обиходе быть не должно. Не помогаем им. Если малыш с трудом пытается выразить какую-то мысль или произнести новое слово, ему обязательно нужно помочь. Не бойтесь закончить за него фразу или несколько раз повторить «бе-то-но-ме-шал-ка». В разговорах с другими людьми вам нужно работать «переводчиком» для малыша. Не поем вместе. Поверьте, ребенку глубоко наплевать, есть ли у вас слух и голос. Мамины песни для него подобны божественным звукам, а совместное пение – один из самых лучших и древних способов усвоить человеческую речь. Игнорируем проблемы. Не нужно бояться логопедов, дефектологов и других специалистов по развитию речи. Конечно, все индивидуально, но если в этой сфере малыш действительно отстает, лучше вовремя обратиться к специалисту.

— Коллектив Узнавайки